ЖИЗНЕОПИСАНИЯ

Жизнеописания священно- и церковнослужителей, репрессированных в пределах современной Бобруйской епархии.

В данном разделе сайта представлен результат пятилетней работы сотрудников отдела. Сбор информации о безвинно репрессированных священнослужителях и верующих, родившихся, служивших или пострадавших в пределах нынешней Бобруйской епархии, происходил по следующим направлениям:
— систематизация сведений на основании собеседований с людьми, которые помнят либо знают от других о фактах репрессий;
— исследовательская работа на основании уже опубликованных материалов, касающихся репрессий;
— сотрудничество с органами ГБ;
— работа в архивах;
— работа с Интернет-ресурсами.

За время работы Комиссии по канонизации святых Бобруйской епархии по этим направлениям установлены имена и краткие жизнеописания 127 священно- и церковнослужителей, пострадавших в годы гонений. Но эта работа продолжается. В этой связи предполагаются следующие действия:
— публикация этих материалов в прессе и в Интернете, с целью дальнейшего сбора сведений;
— составление Синодика священнослужителей, за веру пострадавших в годы гонений, служение соборной панихиды (например, в день Собора новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви);
— создание экспозиции фотографий репрессированных;
— создание карты действующих и разрушенных храмов Бобруйской епархии, на которую были бы нанесены имена и время служения священнослужителей, пострадавших в годы гонений.
— составление полного списка пострадавших, включая большое количество мирян (уже сейчас можно говорить о сотнях и тысячах пострадавших прихожан, ибо арест священника практически всегда сопровождался репрессиями паствы);
— увековечение памяти пострадавших (например, установкой памятного знака возле места мучений и смерти многих – здания тюрьмы НКВД, ныне руины гостиницы «Березина»).

Работает комиссия по канонизации БПЦ

Одним из важнейших направлений деятельности отдела является подготовка материалов для канонизации святого (святых) Бобруйской епархии. Древними каноническими правилами канонизации являются святость жизни (либо мученический подвиг), почитание народа церковного и чудотворения. Опыт показывает, что среди нынешних канонизаций новомучеников очевидно выдерживаются лишь первые два критерия. И это отчасти оправдано, потому что для сбора фактов чудотворения уже необходим опыт почитания: написание иконы, служение молебнов и т. д. Но в подавляющем большинстве случаев основанием для канонизации служили архивы НКВД-ОГПУ, что само по себе является парадоксом: известна лживость этих структур, подверженность их политическим веяниям.

Можно также говорить о сложностях канонизации святых пространным списком. В этом случае образ святости размывался, почитание воздавалось как бы всем, и в общем никому. Более оправданным, думается, является опыт канонизации последних лет в Белорусской Православной Церкви: при явном и неоспоримом сонме новомучеников, канонизируется один или несколько святых от епархии, которые являются как бы предстателями от лика пострадавших и молитвенниками за ныне живущих. В этом случае им действительно воздается молитвенное почитание, несомненна и помощь Божия молитвами святых: «…просите, и дастся вам» (Мф. 7,7). Тогда логичны и дальнейшие действия по канонизации: написание образа, служение молебнов, составление службы, установление дней памяти как каждого святого, так и сонма пострадавших в Бобруйской епархии (например, в неделю 4-ю по Пятидесятницы, после недели Белорусских святых). Таким образом, в числе ближайших планов в деле канонизации – по воле Божией, сосредоточится на персоналии иерея Павла Севбо, чье жизнеописание также приводится в данном разделе сайта.