С крестом. Под крестом. На крест. В Бобруйской епархии готовятся увековечить память священнослужителей, которые были подвергнуты репрессиям в советское время

Два года назад при епархии была создана комиссия по канонизации святых. Сегодня она изучает судьбы священников, пострадавших в годы советской власти. В настоящий момент уже установлены имена 91 священнослужителя, репрессированного в те страшные годы. Многих из них до сих пор помнят в местах, где они несли церковное служение. Например, в деревне Михалево местные старожилы хранят добрую память об отце Иоанне Шимановском, настоятеле Иоанно-Богословской церкви.

А в самом Бобруйске еще помнят об отце Иоанне Альбове, который в 1930 году на собственные деньги построил из картона и фанеры небольшой храм в честь Успения Божией Матери. Вскоре, правда, здание его было отобрано властями и перестроено под поликлинику, но до той поры оно оставалось единственно действующей церковью в городе. В 1937 года отец Иоанн был арестован и приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в подвале бобруйской расстрельной тюрьмы НКВД.

Сегодня ее здание, несмотря на удобное расположение — в самом сердце города, возле центрального рынка — продолжает стоять в руинах и оставаться невостребованным. Глядя на его мрачные стены, можно только гадать, сколько невинных людей встретило здесь свой смертный час.

— Судя по архивным документам, людей там расстреливали сотнями, – рассказывает сотрудник епархиальной комиссии, клирик Свято-Духова храма отец Валентин Вайтусенок. — В личных делах многих священнослужителей нет порой даже фотографий, так как утром человека могли арестовать, в обед вынести приговор, а ночью расстрелять.

По словам отца Валентина, в ближайшее время будет поднят вопрос о размещении мемориальной доски на фасадной стороне бывшей расстрельной тюрьмы. На это уже получено благословение правящего архиерея, следующий этап — согласование проекта с местной администрацией.

— В тридцатые годы в Бобруйске было двое застенков НКВД — на улицах Интернациональной и Чонгарской. В здании первого сегодня размещено училище олимпийского резерва — вряд ли городское начальство разрешит устанавливать здесь мемориальную доску. Поэтому мы просим разрешения установить ее на улице Чонгарской.

Удивительно, но даже в страшные годы репрессий далеко не все покорялись действующему режиму. Многие находили в себе мужество нести свой крест до конца. Так, например, отец Павел Севбо был арестован за то, что… совершил Таинство Крещения. Накануне в НКВД узнали, что он собирается крестить ребенка, и послали ему предупреждение: «Если сделаешь это, пеняй на себя». Но отец Павел не побоялся и выполнил свой долг священника. После ареста он также отказался отречься от священного сана. Находясь три месяца под следствием, священник подвергался пыткам, но не пошел на поводу у следователей и не стал оговаривать своих прихожан, которым хотели инкриминировать создание «антисоветской группы». В случае с отцом Павлом Севбо «разоблачить» очередную «контрреволюционную организацию» упырям из НКВД так и не удалось.

Сегодня имя отца Павла, а также имена еще трех священников и одного мирянина, стоит в списке, который сотрудники епархиальной комиссии готовятся представить в Москву, где будет решаться вопрос о прославлении их в лике святых.

15/10/09

Дмитрий РАСТАЕВ

Материалы с сайта bobruisk.org/pressvb/news/?idnews=2240

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *