БОРКОЛАБОВСКИЙ СВЯТО-ВОЗНЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Борколабовский женский монастырь находился на левом берегу Днепра, к югу от деревни Барколабово и в 12 км. от города Быхова..

Название же деревни Барколабово (Баркулабово) происходит от имени ротмистра польского короля Августа — Баркулаба Ивановича Корсака. В 1584 году он строит замок, а через 4 года — две церкви. В 1583 году, после брака дочери Корсака Евы с князем Соломерецким деревня Барколабово становится культурным центром всего приднепровского края. Здесь находилась, известная во всей Речи Посполитой, библиотека. У князя Соломерецкого служили в то время домашними учителями Лаврентий Зизаний и Мелентий (Максим) Смотрицкий — известные ученые и общественные деятели. «Азбукой» и «Грамматикой» Л. Зизания пользовались в школах Беларуси, Украины и Литвы. Самым авторитетным учебником по славянскому языку, более двух столетий, была «Грамматика» М. Смотрицкого. «Вратами своей учености» назвал М. Ломоносов его «Грамматику».

Лаврентий Зизаний

Мелентий Смотрицкий часто выезжал с сыном князя Богданом за границу для продолжения образования. Они провели несколько лет в разных городах Силезии, Словакии и Германии, слушая лекции во многих университетах. За границей Смотрицкий получил и степень доктора медицины. За активную деятельность по установлению и защите православия Смотрицкий подвергался преследованию со стороны властей.

Мелетий Смотрицкий (вмиру Максим Герасимович Смотрицкий)

В то время королевские власти проводили жестокую политику ополячивания белорусского народа, насильно насаждая католицизм, унию у народа в основном православной веры. Смотрицкий одним из первых повел решительную борьбу с пленением родного края. В это время он наряду с другими своими произведениями пишет свое главное произведение «Голос восточной церкви», где от имени Матери-Церкви призывает белорусский, русский и украинский народы к объединению в борьбе за свои права. Многие белорусские магнаты и шляхта принимали католическую веру, осваивали польский язык, заставляя жить, придерживаясь других обычаев и традиций.

К чести Баркулаба Корсака и его наследников они не изменили православной вере. Корсак сразу же строит в деревне и в округе православные церкви. В 1594 году князем Соломорецким была заложена церковь в честь Георгия Победоносца. В 1626 году уже дети князя Богдан и Анна строят мужской православный монастырь, которому дарят в собственность деревни Сутоки и Малахово.

Княжна Елена Соломерецкая, вступая в брак с Богданом Стеткевичем , договорилась с ним о строительстве женского монастыря. И в 1641 году Стеткевич получает «разрешение на Барколабовский монастырь». Став основателем монастыря, он дарит ему в собственность земельные угодья (остров Барок, поле и луг), водяную мельницу и право ловить рыбу в Днепре до Быховской границы. И хотя княжна в скором времени умерла, муж осуществляет совместно данный обед.

Южнее местечка Барколабово, в живописном уголке около Днепра, подняла к небу свои пять позолоченных куполов величественная Вознесенская церковь. Позже выросли высокая колокольня, ворота, каменное ограждение и другие постройки.

Вскоре после сооружения главного храма. В жизни обители произошло исключительное событие. Возвращаясь летом из Польши, князь Пожарский, не расстававшийся никогда в походах с особо чтимой им иконой Бежией Матери, проезжал мимо вновь возникшего монастыря. И вот описание того, что свершилось в знаменательный для Барколабовской обители 1648 году.

«В лето от сотворения мира 7156, от Рождества Христова 1648, при державе польского короля Владислава IV , гряде из Польши князь воинов Российских, прозванием Пожарский. Сей имаше с собою икону Пресвятых Богородицы. И егда прииде на место сие , идеже ныне у врат великих, тогда ста икона неподвижима , трудяся же князь, хотя конскую силою и младыми отроки двигнути, и ничтоже успе, бысть икона неподвижима. Сие видя, князь пойде в монастырь к игумении тогда бывшей, Фотинии Киркоровне, рече: возмите икону Пресвятыя Богородице, ибо хощет Мати Божия зде пребывати. Тогда игумения с сестрами пришедши, взяше с подобающею честию икону Пресвятых Богородицы, поставела ю посреди церкве, и оставиша до утрия. Егда же приидоша на утрие в церковь, обретоша икону саму о себе ставшу при стене, идеже ныне стоит.
Празднование оной совершается месяца июля 11 числа, в день святыя великомученицы Евфимии Прехвальныя в оньже день сия икона прибывша в монастырь Барколабовский. …»

Весть о чудесном явлении быстро распространилась и с разных концов стали стекаться богомольцы, что бы поклониться чудотворному образу. Каждый, кто с искренней верой молился перед Барколабовской иконою Божией Матери, прося заступничество Царицы Небесной, получал утешение.

Чудодействия совершаются и в настоящее время от этой иконы Божией Матери, которая с 1953 года находится в Свято-Троицком храме города Быхова. В последнее время многочисленные верующие, особо почитающие Барколабовскую икону, свидетельствуют об избавлении с ее помощью от онкологических и психических заболеваний, а так же от болезней внутренних органов.

Святыня не пожелала покинуть опаленный радиацией край (транспорт со святыней не сдвинулся с места). Может как знак того, что исцеление от радиации возможно, и оно, дело рук Божиих, началось обновление самой иконы. Более яркими стали багряный цвет на хитоне-покрове и зеленый на подкладке. Более сердечным и проницательным стал взгляд Божией Матери.

Барколабовский Свято-Вознесенский женский монастырь около 300 лет был важнейшим духовным и культурным центром во всей Восточной Беларуси, сыграл большую роль в духовном обогащении народа, в становлении молодой белорусской национальной культуры.

Монастырь оказал большое влияние на население окрестных деревень. При монастыре действовала школа. Местные девочки пели в церковном хоре. В монастырском приюте содержались дети-сироты, здесь прививалась любовь к книгам, навыкам домашнего чтения, накапливались знания по земледелию, агрономии, селекции растений.

В церковных проповедях строго осуждались пьянство, распущенность, разврат. В то же время проповедовалось послушание в отношениях мужа и жены, детей и родителей. Существовало общественное мнение против нарушителей христианских заповедей. Так, например, если происходило воровство, то вора искали всей деревней, а поймав, водили напоказ всем односельчанам. Заезжие паломники отмечали высокий уровень культуры и образованности в крае.

В настоящее время от былых храмов и корпусов обители не осталось никаких следов, все разрушено до основания. Десять сестер во главе с игуменьей Антонией (Полуяновой) взялись за нелегкий труд строительства и возрождения духовной жизни обители.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *