Слово отца Феодора Кляевского на заупокойной обедне 7-го декабря 1912 года

«Спаси Господи, утопаю»

Так взывал некогда ап. Петр обуреваемый волнами Галилейского моря и голос его не был тщетным. Милосердный Господь простер ему руку сказав:»Маловерный, почто усумнился», извлек его из волн Галилейского моря. Такой же голос слышали мы ныне из уст осиротевших супруга и детей обуреваемых волнами житейского моря; но да не коснется сомнение сердец ваших, мы верим, что тот же Милосердный Господь простирает руку свою осиротевшим и вместе с печалью пошлет свое утешение. Не будем же предаваться у гроба неутешной скорби, подобно неимущим упования, а лучше, при свете Евангельской истины поищем для себя назидание.

О чем же вещает нам предстоящий гроб? Ни о чем ином, как о суете нашей жизни и тленности всего земного. О том, что подобная участь ждет каждого из нас, что мы странники и пришельцы на сей земле, а действительное наше отечество — небо. Представьте, усопшая раба Божия Наталия жила также, как и мы, заботилась о благосостоянии своего семейства, хлопотала об устроении своего дома, много занималась воспитанием своих детей, не мало приняла на себя забот и хлопот о неимущих ближних, которые всегда находили в ней сердечный и живой отклик и разумным словом, и, где нужно, вещественной помощью. Но во внезапный час смерти положил предел всем ее заботам и беспокойствам.

Вместо просторного, прочного и благоустроенного дома своего, она поместилась в этой тесной келье и ей больше теперь ничего не нужно. Она не слушает не вопля, ни стонов своего любимого и верного супруга, не внемлет слезам своих детей, не приклоняется к сетованиям своих родных; ей все стало не нужно и ничего здесь на земле более уже не понадобится.

То же будет и с каждым из нас. Как и о чем не хлопочем, как ни заботимся, а придет время все оставим и ничто на земле не нужно будет, останутся с нами только добрые или злые дела с которыми мы переселились в страну вечности, где каждый от своих дел или прославится или постыдится.

Раба Божия Наталия скончалась в преполовении дней своих. По соображениям человеческим и расчетам людским нужно бы было ей еще пожить для блага своих детей и ближних. Мы говорим, что смерть застигла ее рано и несвоевременно. Но так судит слабый ум человеческий. Распорядитель же судеб человеческих Бог, по правде своей не всегда делает так, как мыслит человек. Не суть бо советы мои, якоже советы ваши, ни же пути мои, якоже пути ваши глаголет Господь.

Веруем Господи, веруем в благодетельный Твой промысел, знаем, что без Отеческого твоего попечения о нас не припадет даже влас от головы нашей, и Ты Всеблагий и Праведный, что же устрояешь для нас, устрояешь все по благу и спасению душ наших.

Но что нам делать с слабою природою нашею, чем укрепить и успокоить малодушие наше? Может ли успокоитсья от слез осиротевшее семейство? Какой совет, какое человеческое убеждение может успокоить растерзанное скорбью и грустью сердце оставленного усопшей верного супруга? Кто и чем может утешить уныние и скорбь ее родных?

Но не будем говорить о том, что тяготит так дух. Почившая раба Божия Наталия сподобилась христианской кончины мирной, непостыдной, не скажу безболезненной, так как в последнее время своей жизни она перенесла тяжелый недуг, но мы верим, что этими временными страданиями Господь Бог, так сказать, предочистил ее для будущей безболезненной жизни, где нет ни печали ни воздыхания. Но всетаки она умерла, как истинная христианка с молитвой на устах, напутствованная молитвами церкви, принесшая чистосердечное покаяние в грехах своих, сподобившаяся причастия Св. Тайн Христовых, оплаканная близкими и дорогими сердцу ее родными, соединившая свой последний вздох с молитвами тут же предстоящего и молящегося о ней священнослужителя. А все это, естественно, растворяет скорбь нашу чувством благодарности ко Всевышнему, что он сподобил усопшую от начала и до конца жизни пребывать в спасительной христианской вере.

И не напрасно сподобил ее Господь этой христианской кончины. Ведь и вся жизнь ее была истинно христианской. Ведь и девиз ее было служение Богу и ближнему ее была служение Богу и ближнему и то замечательно, что она сумела не только в себе воспитать эти высокие христианские качества души, но передала их и своему потомству. Ее посещение приходского сельского храма, чистая и усердная молитва вместе, живая деятельная вера, заботливость не только о своих, но и о неимущих ближних, для чего она принимала самое живое и горячее участие в благотворительном обществе, все это, говорю, утешительно для нас. Довольно потрудилась ты в этом мире слез и воздыханий, не скрыла талантов тебе данных, умела приумножить их и употребить во благо ближних.

Для себя лично я лишился примерной прихожанки, приятной, разумной собеседницы и доброй соседки отзывчивой и словом и делом на требы ближних. Поистино блаженны мертвые, которые умирают о Господе.

Прости же возлюбленная о Господе сестре, если я слабым словом своим коснулся некоторых добрых качеств твоей души не для похвалы, в которой ты не нуждаешься и которой ты и при жизни, по смирению своему, не искала, а для нашего назидания.

Гряди же с миром в вечные обители Отца Небесного и, где упокоил Господь Бог душу твою в селениях праведных. Наша же молитва о тебе будет непрестанной. Аминь.

Отец Феодор Кляевский – настоятель Св.Троицкой церкви в с.Телушах

(информация предоставлена Анной Георгиевной Воронцовой-Вельяминовой из семейного архива)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *